VK

Русский булат (часть 3)

 МАСТЕР ИЗ ТИФЛИСА

 

   Через некоторое время после описанных событий царский наместник на Кавказе граф Паскевич-Эриванский сообщил в Петербург, министру финансов графу Канкрину, что в Тифлисе есть мастер Кахраман Елиазаров, которому якобы известна тайна булата.

   Этот мастер, мол, согласен в кратчайшие сроки изготовить несколько образцов булатного оружия высшего класса по цене 160 червонцев за клинок.

 

 

 

   Канкрин, как финансист, славился, надо сказать, своей необыкновенной скупостью. Но, похоже, слово «булат» и на него произвело некое волшебное воздействие.
Он тотчас ответил Паскевичу, чтобы тот соглашался на покупку, какой бы ни была ее стоимость.

 


   Вскоре в Петербург доставили несколько клинков, будто бы лично изготовленных тифлисским мастером.

 


   Царь (правил уже Николай Первый тоже знаток и ценитель булата) осмотрел оружие и отозвался о нем с одобрением. Паскевичу поручили встретиться с Елиазаровым и убедить того взять к себе учеников из русских мастеров с тем, чтобы передать им секреты изготовления булата.

 


   Елиазаров долго отнекивался под разными предлогами и, наконец, заломил за свою науку баснословную цену, но власти согласились на все его условия.

 


   В Тифлис прибыли четыре мастера из Златоуста, двое русских и двое иностранцев, которые пробыли в учении два года. Сразу же после этого министр вызвал их в Петербург и лично расспросил, чему же они там научились, пошла ли наука впрок.

 


   Увы, по рассказам мастеров получалось, что никакими секретами тифлисский умелец не владел. Он попросту разрисовывал клинки, изготовленные из качественной, но обыкновенной стали, ловко имитируя узор булата. К настоящим булатным клинкам это не имело никакого отношения. В Златоусте умели украшать холодное оружие с гораздо более тонким художественным вкусом.

 


   Мастера вернулись в Златоуст, где их подробнейшим образом расспросил Аносов. История их обучения лишний раз подтверждала тот факт, что в современном мире секретов булата не знает никто, а все разговоры о неких народных мастерах - хранителях древней тайны являются не более чем спекуляцией на модную тему.

 

 

Граф Егор Францевич Канкрин

Подпишитесь на нас