VK

Русский булат (часть 1)

 ВЫСОЧАЙШИЙ ВИЗИТ

 

   Осенью 1824 года император Александр Первый совершал поездку по городам Поволжья и Урала. 21 сентября Его Величество прибыл в Златоуст. Император не мог не посетить этот городок, ставший вскоре после Отечественной войны 1812 года новым крупным, вслед за Тулой, оружейным центром России. Златоуст специализировался исключительно на выпуске «белого» (клинкового) оружия - сабель, шашек, шпаг, палашей, кинжалов..

 

 

   Кроме массового, строевого холодного оружия, здесь изготавливали и штучные экземпляры клинков, представлявших художественную ценность.

 

   Лучшие уральские мастера-оружейники в совершенстве овладели секретами нанесения на клинки позолоты, а также воронения и гравировки с предварительным травлением поверхности металла. Вот и высочайшему гостю в подарок приготовили 12 художественно оформленных клинков - сабель и шпаг. Они были богато украшены сложной позолоченной росписью, в основном, на темы Отечественной войны: батальными сценками, сюжетами бегства Наполеона из Москвы, перехода русских войск через Березину... Царь остался доволен подарками и высоко оценил мастерство уральских умельцев.

 

   Пребывая в превосходном расположении духа, он осмотрел местную оружейную фабрику. Даже по современным меркам это было солидное предприятие, на котором работало свыше двух тысяч человек.

 

   Пояснения давал 25-летний смотритель фабрики Павел Аносов, недавний выпускник Петербургского Горного кадетского корпуса (ныне Горный институт).

 

   Александр, как бы между прочим, спросил у молодого инженера, доволен ли тот качеством выпускаемых сабель?

 

   Надо полагать, царь рассчитывал на положительный ответ, но Аносов, ничуть не стушевавшись пред ликом всесильного самодержца, вдруг решительно ответил: «Нет!»

 

   И добавил, что мечтает производить для своей отчизны оружие, не уступающее качеством легендарному булату.

 

   - Разве это возможно? - удивился царь.

 

   - Ведь древняя тайна булата, как мне рассказывали сведущие люди, утеряна навсегда. Даже Фарадей, этот кудесник английской науки, пытавшийся изготовить булат из индийского железа, вынужден был отказаться от своей затеи.

 

   Наступила пауза, которая, казалось, могла закончиться лишь смущенным бормотанием дерзкого смотрителя, уже вызвавшего неодобрительные взгляды со стороны сопровождавших императора лиц.

 

   Но Аносов опять ответил твердо:

- Фарадей, конечно, великий ученый, но свои опыты с булатом он проводил наугад, почти алхимическими методами, в надежде на счастливую случайность. Разгадывать же природу булата нужно планомерно и последовательно, по строгой научной системе!

 

   Какое-то время Александр внимательно смотрел на собеседника, затем в своей обманчиво кроткой манере спросил:

 

   - Так, может, возьметесь открыть нам секреты булата?

 

   - Возьмусь, Ваше Величество! Мы откроем утерянный рецепт заново! Здесь, на Урале!

 

   - Вот и отлично!

 

   «Высочайший гость» многим работникам фабрики вручил награды и премии. Аносов удостоился ордена Анны третьей степени. А вскоре, в конце того же 1824 года, он получил повышение, став управителем оружейной фабрики.

 

   Похоже, Александра подкупила уверенность молодого горного инженера.

 

   И все же император едва ли поверил в то, что тайна булата, утерянная еще в незапамятные времена, тайна, разгадку которой упорно, но тщетно искали в Англии и Франции, в Германии и Швеции, будет открыта заново именно на Урале.

 

   А вот Аносов, давший эту клятву, от своего слова отступать не собирался!

 

 

Аносов Павел Петрович

Подпишитесь на нас